История авиации Таджикистана | |
Из книги " Крыльям Таджикистана
- 70" | |
Памиро-Алай. 1998 Фото Дмитрия Ремизова, г. Москва |
|
ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ 17 января 1921 года был опубликован подписанный В. И. Ленииым декрет Совнаркома РСФСР «О воздушных передвижениях к воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами». Это был первый законодательный акт, регулировавший организацию воздушных сообщений в молодом советском государстве. Спустя девять дней Совет Труда и обороны по указанию В. И. Ленина создал комиссию для разработки плана развития авиационного строительства. На осуществление разработанной программы правительство ассигновало три миллиона рублей золотом, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране: развитию воздушного транспорта, как одной из важнейших отраслей народного хозяйств, придавалось огромное значение. Особое внимание уделялось аэрофикации некогда отсталых окраин царской России. 15 июля 1923 года открылась первая в Советском Союзе регулярная авиалиния по маршруту Москва - Нижний Новгород, а уже 3 сентября 1924 года было открыто воздушное сообщении между Бухарой и Душанбе. В конце того же года начались полёты между Душанбе и Ташкентом, В начале 1925 года авиалинию Бухара-Душанбе продлили до Куляба... Аэрофикация высокогорного края шла бурными темпами. Этого требовала жизнь.
Приобщить Таджикистан к остальным районам необъятной страны, полнее использовать
неиссякаемые богатства молодой республики, поднять культурный уровень
народа можно было лишь тогда, когда решится транспортная проблема.
«На ишаках
и верблюдах новую жизнь в кишлаки не привезёшь. Если не будет решён Первый самолет появился в нашей столице на два года раньше автомобиля и на пять лет раньше поезда, в Хороге — на четыре года раньше автомобиля и на три года раньше трактора. С помощью авиации регулярное транспортное сообщение между Душанбе и многими населенными пунктами было установлено значительно раньше автомобильного, а в ряд населенных пунктов до сих пор «...только вертолетом можно долететь». В 1923 ГОДУ из Москвы в Ташкент прибыли специалисты. Изучив положение дел на местах, они пришли к выводу, что организацию воздушного сообщения в Средней Азии необходимо начать прежде всего между Ташкентом и Алма-Атой, Бухарой и Хивой, Бухарой— Термезом — Душанбе. Представитель среднеазиатского отделения «Добролета» лётчик-испытатель А. Янко говорил, что последняя авиатрасса «будет иметь колоссальное .общекультурное и политически-административное значение для налаживания всей жизни чрезвычайно оторванной Восточной Бухары».
Уже в начале 1924 года приступили к оборудованию воздушной линии
Душанбе— Бухара. Трудности были на каждом шагу: не хватало людей,
не было дорог
для подвозки строительных материалов и механизмов. Сильно пересечённая
местность крайне осложняла подбор и оборудование аэродромов. Тем
не менее работы шли ускоренными темпами. Возглавлял строительство
авиалинии
Бухара
—Душанбе умелый организатор Владимир Полозов вместе с летчиком-наблюдателем
авиаотряда имени Я. Свердлова А. Котовым.
Очень остро стоял вопрос об установлении транспортных связей с
Горно-Бадахшанской автономной областью.
Правительство Таджикистана проявляло постоянную заботу о развитии
воздушного транспорта.
Год спустя строятся аэродромы в Кулябе, Гарме, Пяндже, Дангаре,
куда из Душанбе стали регулярно выполняться рейсы. Развитие
авиационного транспорта значительно облегчило установление
прочных экономических
и культурных
связей
между городами и сельской местностью республики. Так, если
автомашина преодолевала расстояние между столицей и Кулябом
за 18 - 20 часов,
то самолёт - всего
за ... 40 минут!
Росли высококвалифицированные авиационные кадры в том числе
коренные национальности. Авиация получала все большее применение
в сельском
хозяйстве, при выполнении
санитарных заданий и других видов работ. Авиаторы нашего управления имели неоценимый опыт полётов в условиях высокогорья, а также при высоких температурах. Имена таких асов, как К. Бездольный, И. Душкин, Т. Гаврилов, И. Изотов и другие были известны далеко за пределами республики. В небе Таджикистана самоотверженно трудились М.Слепнев и М. Водопьянов, ставшие впоследствии Героями Советского Союза.
Первыми авиационными специалистами, кто закладывал основы
технического обслуживания самолето-моторного парка
в пашем управлении, были
М. Аиошкнн, Г.Павлов, М. Кандыба, К. Злебов, А. Банасько. У нас в транспортном подразделении,—вспоминала Мария Васильевна Салова,—остались работники, которых нельзя было послать на фронт: пожилые люди, женщины с малолетними детьми да инвалиды. На их плечи легла вся тяжесть авиационного обслуживания нужд республики. В тот период у нас не было норм налёта часов: работали до тех пор, пока руки держали штурвал. Пилотам самим нередко приводилось загружать и разгружать самолеты. Слово «устал» для нас не существовало... За годы войны наши авиаторы перевезли свыше 6000 тонн оборонных и срочных народнохозяйственных грузов, около 1000 тонн почты и 50 тысяч пассажиров. Выполнялись значительные объемы работ по борьбе с вредителями хлопчатника. За годы войны наши авиаторы выполнили более 1500 санитарных заданий.
Семи воспитанникам Таджикского управления было
присвоено звание Героя Советского Союза — Григорию
Алексеевичу
Тарану, Ивану
Ефимовичу Душкину
(посмертно),
Тимофею Кузьмичу Гаврилову, Ивану Семеновичу
Валухову, Василию Михайловичу Обухову, Михаилу Васильевичу
Родных и Павлу Ивановичу
Тихонову. ***
Новая яркая страница в истории развития гражданской
авиации в Таджикистане началась 28 февраля
1960 года, когда в
аэропорту Душанбе впервые
призем лился, турбовинтовой лайнер Ил-18. Первыми
командирами этих прекрасных
воздушных судов были В. Тихвер, М. Семёнкнн,
Д.Плешаков, Б.Пупков и И.Осипов, В.Бычинов.
Большой вклад в
освоение турбовинтовых
самолетов внесли авиационные
специалисты М. Штанько, В.Глазков, В. Оржинский,
А. Генчев, Г.
Шеянов, Л. Банасько, И. Максимчук, И.Углицкий,
С.Кайбичев, В. Стрельник, В.
Елагин и другие. Первыми командирами этих воздушных судов были С. Плонский, В. Гомзин, П. Рябов, В. Сироткин. Новые самолёты позволили заметно повысить культуру обслуживания на местных воздушных линиях. С выходом Як-40 на памирские трассы установлен самый надежный за всю историю существования Таджикистана воздушный мост между столицей республики и Хорогом. Сегодня невозможно представить нашу отрасль да и народное хозяйство Таджикистана в целом без винтокрылой техники. Это самый молодой вид транспорта. В этом году исполняется тридцать лет с того памятного дня,, когда наш самолётно-моторный парк пополнился новоселом Ми-4. Спустя шесть лет мы начали эксплуатировать более совершенную и мощную машину Ми-8. За прошедшие десятилетия наши вертолетчики зарекомендовали себя незаменимыми помощниками геологов, альпинистов, животноводов, строителей - людей самых различных профессий. В самые труднодоступные места, куда нет дорог ни для какого вида транспорта, вертолёты доставляют люден, снаряжение, продукты, медиков, вывозят больных, выручают людей пострадавших от стихийных бедствий.. Пожалуй, нет такого уголка в нашей республике, где местные жители не вспоминали бы добрым словом таких вертолётчиков старшего поколения, как М. Шафиков, В. Калошин, В. Павлуцкий, И. Иванов, Ю. Сачко, Е. Москвин, М. Шагаров, В. Кожин, Д. Шаталов, Б. Равнушкин, В. Никульников, М. Батыров, А. Мурин и других. Эстафету их героических дел продолжили и продолжают М. Файзуллаев, А. Идрисов, О. Гаврилов, Т. Сардаров, А. Цибульский и другие.
Год от года растет мастерство этих
отважных людей. Им покоряются все
новые и новые
высоты. Еще одна знаменательная дата - 20 лет назад труженики второй но значению воздушной гавани нашей республики —Худжанд—получают одними из первых в Аэрофлоте воздушный корабль Ту-134. Ленинабадское авиапредприятие особенно успешно развивалось, когда им руководили умелые организаторы Ю. Кузьминов и П. Зиновьев. Многое для этого аэропорта сделали ветераны гражданской авиации н Великой Отечественной войны У.Хаметов, X.Буриев, А.Ходжаев, В.Алексеев, А.Мочалов, В.Атрохин, З. Бикчентаев и другие славные труженики.
...Кажется, это было совсем недавно
(а ведь прошло уже почти шестнадцать
лет!):
в аэропорту
Душанбе
восторженно встречали
первый воздушный
лайнер Ту-154, который перегнали
из аэропорта Внуково к месту
постоянной прописки
А. Никитин, Н. Лупарев, А.Ильин,
Ю.
Первов и В. Блашкевич. Прямо
у трапа состоялся
митинг. Авиаторам
вручили
букеты цветов. Через
день
этот же
экипаж с бортпроводниками О.
Ильющенко, А. Николаевой.,
В. Давыденко, В. Камкиным
и Г. Стегниной выполнили первый
пассажирский рейс в Москву
и обратно. Немало ярких строк в развитие гражданской авиации в нашей республике внесли труженики Курган-Тюбинского и Кулябского авиапредприятий, которыми руководили В. Гусев, В. Кот, В. Тихонов, А. Забровский, А. Селиванов и другие. Трудно перечислить все профессии нашей многогранной отрасли. Все они важны и нужны. Особое место в обеспечении каждого полёта занимают специалисты авиационно-технических баз, служб управления воздушным движением, баз эксплуатации радиотехнического оборудования и связи, спецтранспорта, где творчески работают такие замечательные специалисты, как И. Шарипов, Ф. Гареев, Т. Курбанов, Д. Саидов, Г. Чернышев, А. Дмитриев. А. Кормушин и десятки других специалистов. Честь им и слава! | |
Выражаю благодарность людям, благодаря которым появилась эта публикация: Вадиму Андреевичу Гладких, Константину Кеворкову, Ларисе Маликовой. |